График работы в майские праздничные дни: 1 мая 2024г. магазины не работают. Подробнее
Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Электрозаграждения в битве под Москвой

№2 (112) февраль 2016 г.

В номере

История

  • Электрозаграждения в битве под Москвой
Электрозаграждения в битве под Москвой
Электрозаграждения в битве под Москвой

В преддверии Дня защитника Отечества мы, на страницах нашей газеты, хотим рассказать о вкладе инженеров‑электриков в оборону столицы во время Великой Отечественной войны. В том числе благодаря им стало возможным контрнаступление советских войск под Москвой, которое в декабре 1941 г. позволило переломить ход войны. Речь пойдет об одном из самых выдающихся военно-инженерных достижений Великой Отечественной войны — строительстве в 1941 году под Москвой системы электрозаграждений.
Электризация наземных препятствий известна ещё со времен Первой Мировой войны. В СССР в середине 1930‑х годов проводились работы с целью создания «непроходимых зон при помощи электризации почвы». В основе разработок лежал принцип изоляции почвы либо резиной, либо смесью битума и гудрона, также велись разработки на принципе «голого провода». При этом активно исследовались способы снижения необходимой мощности до параметров передвижных электрических станций. К началу войны система электризации почвы так и не была полностью разработана. И, тем не менее, отдельные недостатки и недоработки не отменяли, по мнению военных инженеров, «в целом … целесообразности устройства, как электрических наземных препятствий, так и электризованных участков почвы как элементов системы оборонительных сооружений».
16 июля 1941 года, после того, как советские войска оставили Смоленск, Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО) принял решение о строительстве оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве — Можайской линии обороны протяженностью 220–230 км. И уже 20 июля 1941 года в ГКО поступила записка заместителя начальника Главного военно-инженерного управления Красной Армии (ГВИУ КА) генерал-майора инженерных войск И. П. Галицкого «О строительстве электризированных препятствий на подмосковном оборонительном рубеже». Предлагалось построить комплекс электризованных препятствий на подмосковном рубеже общей длиной 230 км, из них: 164 км — надземных проволочных электризованных препятствий (колючая проволока, проволочная сеть), 11 км — водных электризованных препятствий, 55 км — участков электризованной почвы. Предложение было поддержано и 2 августа 1941 года постановлением ГКО № 373сс для ГВИУ КА был установлен 18‑дневный срок окончания работ по устройству электризованных препятствий. Наркомату обороны было приказано немедленно приступить к созданию на оборонительном рубеже полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передачи.
Электрозаграждения возводились по линии Хлебниково — Подольск для усиления Московского стратегического плацдарма. Географически электрозаграждения возводились в самом глубоком тылу Можайской линии обороны, непосредственно перед укреплениями Московской линии обороны: внешний пояс проходил по третьему оборонительному рубежу Можайской линии обороны, возводимому в 25–45 км от Москвы по линии Клязьминское водохранилище — Хлебниково — река Клязьма — Сходня — Нахабино — Перхушково — Красная Пахра — Домодедово.
Военно-полевое строительство было развёрнуто на базе Научно-исследовательского военно-инженерного института Главного военно-инженерного управления Красной Армии во главе с военными инженерами В. И. Железных и М. Ф. Иоффе.
Столь грандиозное строительство в условиях войны не могло не столкнуться с отсутствием необходимых материалов, инженеров и квалифицированной рабочей силы. В ГВИУ не было своих специалистов‑высоковольтников, поэтому ГКО в конце июля 1941 года обязал Наркомат электростанций выделить, в основном из системы Мосэнерго, несколько бригад электромонтеров (всего — 100 человек) со специальным инструментом и автотранспортом. 5 инженеров‑высоковольтников выделил на работы Всесоюзный электротехнический институт.
Для координации усилий по строительству электрозаграждений было создано Управление специальных работ Западного фронта. Электрозаграждения должны были снабжаться электроэнергией от электростанций Мосэнерго. Кроме того, необходимо было соорудить ряд понижающих подстанций и проложить кабель непосредственно к препятствиям. Материалы должны были поступать из разных мест Советского Союза. Изоляторы — из Харькова, который немцы заняли в октябре, разъединители однополюсные — с Урала, резина изготавливалась в Ярославле, проволока железная оцинкованная должна была прибыть из Нижнеднепровска, где уже 28 августа были немецкие войска.
Строительство первой очереди пояса электрозаграждений протяженностью более 150 км было завершено к 25 сентября 1941 года на участке обороны Хлебниково, Нахабино, Красная Пахра, Подольск, Домодедово. К моменту первых боевых столкновений с фашистами 10–12 октября 1941 года подмосковная линия обороны и полоса электризованных заграждений так и не была полностью достроена (построено менее 50 %). И всё же, при всей нехватке ресурсов, в условиях военного времени, за месяц-полтора было осуществлено невиданное строительство, были построены десятки километров заграждений.
На рубеже в 140 км были построены 35 подземных трансформаторных подстанций блиндажного типа мощностью в 6–10 кВт. Электрозаграждения представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки, один из рядов был под напряжением. Подземные подстанции получали напряжение от высоковольтной сети Мосэнерго и, в свою очередь, питали подвешенные на изоляторах оголенные провода. Работы завершились в конце октября 1941 года.
Специальная диспетчерская служба Управления заградительных сооружений была связана с диспетчерским пунктом Мосэнерго, организованным в одном из служебных помещений станции метро «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»).
Однако части Вермахта так и не вышли к рубежам, на которых находились электрические заграждения. Ближе всего немцы подошли к ним на территории современного Красногорского района (во время войны — Истринского) Московской области в районе деревень Козино и Нефедьево. В конце ноября 1941 года состоялся бой у деревни Козино, в ходе которого наблюдались большие броски тока, что говорило о попытке их преодоления. В своих воспоминаниях генерал-майор Иоффе пишет: «Немецкие войска нигде на подмосковных рубежах не преодолели электрозаграждения. Попытка пехоты противника прорваться в районе деревни Козино у Волоколамского шоссе привела к тому, что несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены электрическим током…». Таким образом, можно считать установленными: факт выхода немцев к электрозаграждениям и сведения об их боевом применении на этом участке фронта.
В деревне Нефедьево на мемориале, посвященном Великой Отечественной войне, находится уникальный экспонат — железобетонный наблюдательный колпак. В отличие от пулеметных колпаков, он имеет диаметр 1 метр и три горизонтальные узкие щели с небольшими перемычками. Общий сектор обзора больше 180 градусов.
На сегодняшний день восстановление истории электрозаграждений 1941 года прошло начальный этап. До сих пор нет полной хронологии строительства и подробной карты расположения электрозаграждений. Исследования осложняются тем, что до конца 1980‑х годов сведения по электрозаграждениям были засекречены. Исследовательская работа будет продолжаться и дальше, но и сейчас уже понятно значение строительства электрозаграждений в истории Великой Отечественной войны.
22 июня 2012 года в деревне Нефедьево на территории военного мемориала, в память о строителях электрозаграждений — военных инженерах и инженерах-мосэнерговцах, воздвигнут памятный знак. 

По материалам Музея истории Мосэнерго

 
Каталог