Прием заказов:
Продажа материалов, оборудования
и инструмента для электромонтажа

Фонари, которые работают в две смены

Газета "МПО ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" апрель 2008

В номере

Акцент

  • Фонари, которые работают в две смены
Фонари, которые работают в две смены
Фонари, которые работают в две смены

…предназначены для обеспечения общей ориентации людей в пространстве, целенаправленного движения транспортных средств, охранного освещения, декоративного оформления открытых площадей и архитектурных сооружений в темное время суток…(Из краткого справочника по светотехнике).

Вы, конечно, догадались, что речь идет о фонарях, которые в городском парке или загородной усадьбе способны вырвать из тёмно-пятенной аморфной ночной природы те дубы-колддуны, трепещущие осины, белоствольные березы, фигурно постриженные кусты, цветники, которые днём так радовали глаз. Они извлекут из мрака журчащий фонтанчик и уже не пугающий силуэт скульптурной формы, кружево изгороди, архитектуру здания. Когда не видно ни зги, они укажут эту згу: «верной дорогой идёте, товарищи!». Они создают уют, навевают романтическое настроение, что сейчас, в разгар весны, вдвойне важно.

Это садово-парковые светильники, без которых мы не мыслим ни парков, ни садов, и ни ассортимента «МПО Электромонтаж» (в котором их 70 серий от пятнадцати фирм).

И не говорите, что это и луна может! Нет. Луна мягко светит всем, спасибо ей, но только 18 дней в месяц, не подчеркивает своеобразия ночного пейзажа в сравнении с дневным, не расставляет акцентов и не создает композиций.

А идеи парковой «живописи светом» будоражат умы ландшафтных дизайнеров России с времён Петра I, который даже обосновал Иллюминационный двор.

Ни в Указе Петра от 1718 года об «освещении улиц города Санктпитербурха», ни в повелении Анны Иоанновны 1730 относительно первопрестольной садово-парковая тематика не затронута. Однако в дворцовых парках, а после и богатых усадьбах в дни больших празднеств сверкали фейерверки и сияли преизрядные иллюминации.

Первую известную иллюминацию из свечей, устроенную в августе 1725 года в Петергофе Екатериной I, очевидец описывает так: «Дрожащее живое пламя своим трепетным светом освещает тенистые аллеи, нарядные цветочные партеры, карнизы и ступени зданий. Множество огней отражается в прудах и в фонтанных струях, и весь сад становится похожим на сокровищницу, наполненную блестящими драгоценными камнями».

Летом 1754 года Елизавета Петровна навестила Кусково. После ужина «вдоль аллей парка, напоминая огненный пунктир, загорелись нечто вроде маленьких костров на плошках с салом (восковые свечи даже для Шереметевых были недёшевы), это представлялось великолепием».

Шли годы, менялись системы уличного освещения – стеклянные фонари поначалу были на конопляном масле, затем на спирту. Топливо фонарщики частенько употребляли с кашей либо огурчиками, хотя света и так было немного, отсюда пошли выражения «до фонаря» и «офонареть». После пришли керосин и газ.

Общественные сады освещались обычными уличными светильниками. (Об их истории, характеристиках и ассортименте мы подробно рассказывали в №№ 13, 15 газеты «Электромонтаж» и статьях на сайте). Но праздничная традиция парков жила.

Например, впечатлённый виденными в 1846 году в Варшаве «цветными лампами, помещёнными на колоннах», Николай I приказал, «чтобы в Петергофе были не хуже». Через месяц, в его день рождения, загорелась иллюминация из 52 тысяч стеклянных фонарей. На высоте деревьев были продолговатые фонари, которые казались то красными, то синими, то фиолетовыми плодами. А скрытые за ветвями осыпали разноцветными искрами тёмные листья. Фонари меньшего размера стояли на земле в цветниках. Фонтаны выбрасывали красные, синие, золотые струи, и пруды меняли поочерёдно свои цвета. Начавшийся ливень чуть было не затушил всё это великолепие, но по приказу Николая вызвали десять тысяч матросов, они вылили воду из светильников, вставили новые фитили, и праздник продолжился».

Тем временем уже начиналась эра электричества. В 1849 году попробовали освещать Невский проспект дуговыми лампами на гальванических элементах, а в 1856 в Москве на башнях Кремля теми же средствами была устроена праздничная иллюминация. Но всерьёз об уличном освещении можно было говорить только после постройки электрических станций и сетей. В 1879 году в Питере поставили 12 электрических светильников с лампами Яблочкова на постоянном токе. А в Москве такие фонари зажглись годом позже, и это было рождение не только системы, породившей впоследствии ГУП «Моссвет», но и паркового светильника – ведь установлены они были в садах «Эрмитаж», а затем «Альгамбра», которые служили не только местами прогулок, но и культурно-развлекательными центрами с театральными площадками, ресторанчиками, игорными залами.

Электрофонари «создавали потрясающий эффект, они пребывали одновременно и в качестве аттракциона, и в качестве остраняющем: создавали фантастическую действительность вокруг, преображали привычную среду. Освещением достигался эффект театрализации, когда посетители сада чувствовали себя и зрителями, и персонажами ненаписанной мистерии».

С этого момента уличный и садово-парковый фонари пошли собственными путями и функционально, и эстетически. Уличный стал неотъемлемым элементом городской архитектуры и деловой среды, взял на себя обеспечение комфорта людей и механизмов, их безопасности, будучи предназначенным для освещения улиц, площадей, тротуаров, дворов. Светильники же садово-парковые стали – см. первый абзац. Но они не только обеспечивают «возможность ориентироваться», но и, развивая накопленный опыт иллюминирования, превращают его из праздничного действа в повседневную, вернее, повсеночную, работу. Они создают световые эффекты, создавая ночной вариант ландшафтного дизайна. И они формируют не только настроение обитателей дома, но ощущение ими качества их жизни.

При создании световой садово-парковой композиции должны быть решены три задачи.

Первая – это собственно освещение. Что из обстановки следует выделить: какие элементы ландшафта, архитектуры, подъездные пути и дорожки, какие периметры (внешний, бассейн и т.д.). Какие светильники должны работать только вечером, какие в дежурном режиме, какие – по ситуации (проход от калитки до дома).

Вторая. Подбор самих светильников, их размеров, характеристик направленности света исходя из соображений функциональности.

В этой связи принято выделять следующие типы:

«Классический» светильник – это фонарь в старинном представлении, на опоре, с крышкой сверху. Распространяет свет равномерно во все стороны в горизонтальном направлении, выделяя близлежащие деревья и постройки, делает различимыми дорожки, клумбы. Для того чтобы объять светом всю вертикаль, можно применить несколько светильников разной высоты, входящих в серии многих фирм, формирующих ассортимент МПО Электромонтаж. Высокие светильники могут быть сдвоенными или строенными на одной опоре. Таковы серии Park, Valencia, Praga от итальянской Bugatti illuminazione, бельгийские Versaillies, Zagreb (Massive), Александровский сад (Лисма-КЭТЗ) и др. Различаются они и элементами дизайна в рамках единого стиля.

Сферические плафоны светят во все стороны и дают самую высокую освещённость, и сами являются световым акцентом, что может быть полезно или нежелательно, в зависимости от замысла композиции. Матовые и дымчатые смягчают резкость света по сравнению с прозрачным. Во избежание ослепляющего эффекта лампа может быть огорожена металлическим рефрактором. В ассортименте «МПО Электромонтаж» лихославльские и кольчугинские шары, сферы от итальянских Eurolight, Bugatti Illuminazione, Augenti. Выбор диаметров – 200 мм, 250, 350, 400, 500 мм.

У полусферических светильников нижняя часть открыта, верхняя является отражателем, который направляет световой поток в стороны и вниз, хорошо освещая горизонтальную поверхность. Название «полусфера» условно: например, в серии Plaza от Bugatti это как раз сфера, подвешенная за верхнюю точку, (кстати, таков был и фонарь в «Эрмитаже»). У Ikea это – колокольчик, у Symphony от Augenty – расширяющийся к низу раструб, Gallery – шестигранная призма вершиной вниз, а у серии Oslo норвежской Norlys – нечто вроде Сатурна с тремя рядами колец.

В светильниках отражённого света поток мощного источника снизу направляется на крышку-отражатель и равномерно покрывает находящуюся внизу площадь заливающим светом. Эффект ослепления отсутствует. В нашем ассортименте два таких прибора от Augenti. Carpenther исполнен в стиле техно-арт с его подчёркиванием технологического аспекта – несущих конструкций и коммуникаций: на высоте 4,5 м, на метровой перфорированной консоли расположен источник, и над ним – отражатель метрового диаметра (вариант с двумя консолями ещё более футуристический). Светильник Vela на первый взгляд выглядит традиционно, но отражатель Ж700 мм размещён на высоте 3,9–4,5 м, а мощная лампа – в «шкафчике» в нижней части опоры. По каналу внутри неё свет и поступает вверх на отражатель.

Столбики-болларды (по-нашему каталогу – светильники колонного типа) – по светотехническим характеристикам аналогичны классическим, только высотой от 30 см до 1 м. Подобные «маломерки», так же предназначенные для подсветки и выделения автомобильных и пешеходных дорожек, периметра бассейнов или газонов, есть и в перечисленных «больших» сериях. Но болларды итальянской Landa Illuminotecnica, бельгийской Massive и польской Lena Lighting, созданы специально для этих целей, их дизайн не имеет аналогов и не может быть повторён в увеличенном варианте. Это касается и формы плафона, и корпуса, изготовленного под сталь, «графит» или в виде круглого деревянного бревна и обшитого досками бруса.

Практически во все серии, включая болларды, входят светильники настенные, выполненные в том же стиле.

Третья задача. Светильники как бы работают в две смены: ночью формируют пейзаж, а днём сами становятся элементами пейзажа и должны гармонировать с ним. МПО Электромонтаж может предложить различные варианты дизайна. В принципе все они сводятся к двум направлениям: ретро и модерн. Однако, например, классические по конструкции, «Stockholm» норвежской Norlys, лаконичные и стильные, на высоких опорах, исполнены в модерне.

О некоторых, начиная от плошки с горящим маслом, мы упомянули, описывая светотехнические типы, Но чтобы иметь полное представление об этих изюминках светодизайна, мы рекомендуем приобрести у нас красочный каталог «Садово-парковые светильники-2008», на 80 страницах которого подробно описан весь ассортимент «МПО Электромонтаж»: более 250 позиций из 70 серий от пятнадцати ведущих зарубежных и российских фирм. Приведены их свето- и электротехнические характеристики, габаритные и установочные размеры, имеются чертежи и фотографии. Издание поможет Вам и Вашему дизайнеру выбрать не только понравившиеся образцы, но и представить себе композиции из различных изделий.

И, последнее (не по важности). Садово-парковые светильники работают на улице круглый год, в условиях перепада температур, влажности, возможного механического воздействия и должны всё это выдержать. Поэтому их корпуса изготавливают из нержавеющей стали и алюминиевых сплавов с последующей механической и электрохимической обработкой, а также из пластика, чрезвычайно устойчивого к российским погодным условиям и неблагоприятному воздействию окружающей среды. В результате некоторые производители дают на свою продукцию 25-летнюю гарантию.

Плафоны делают из ударопрочного стекла или антивандального пластика.

Важно и то, что эти электротехнические изделия обладают высокой пылевлагозащитой: от IP44, для работающих наверху, до IP54–IP65 для работающих ближе к земле. Оно и правильно: у нас ведь нет, как у Николая I, столько матросов, чтобы выливать из фонарей воду.

 
Каталог